Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогов и, в конечном счете, на совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня развития дошкольников.
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики. В ней подчеркивается необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных, творческих и познавательных способностей детей.
Качество дошкольного образования является системным понятием и охватывает все аспекты деятельности ДОУ. На сегодняшний день главным в методической работе является оказание реальной, своевременной помощи педагогам по реализации базисной программы.
В настоящее время в ДОУ сформирован банк данных:
· о профессиональных качествах педагогов
· о передовом педагогическом опыте
· социальная характеристика семей воспитанников
· уровень развития каждого ребенка на данном этапе
· уровень усвоения программы по возрастам
· уровень здоровья и физ. подготовленности детей.
На основе такого мониторинга строится система методической помощи управленческого содействия педагогам и их поддержки.
В ее основе – условия, созданные для повышения профессиональной компетентности педагогов и качества образовательного процесса:
Социально-правовые (забота о здоровье всех участников педагогического процесса; достаточная материальная база ДОУ; оптимальная нагрузка участников инновационной деятельности; наличие времени для самообразования)
Перспективно-целевые (наличие концепции, программы развития ДОУ, план повышения квалификации педагогов).
Потребностно-стимулирующие:
· взаимопонимание
· взаимодоверие
· демократический стиль общения
· моральное и материальное стимулирование творческой деятельности.
Коммуникативно-информационные:
· наличие и доступность информации о передовом педагогическом опыте, о современных формах и методах педагогической деятельности, о педтехнологиях
· психологическое сопровождение.
В работе ДОУ в период перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт осуществляется повышение профессионального уровня педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО. Обеспечение постоянного профессионального роста и компетентности педагогического коллектива.
В работе ДОУ производится:
1. Анализ овладения воспитателями знаний о педагогических технологиях.
2. Разрабатывается система педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.
3. Внедряются технологии проектной деятельности в работу ДОУ через партнерское взаимодействие воспитанников, педагога и родителей.
4. Для начинающих педагогов организована работа наставников
Задачи работы:
- ориентировать молодого педагога на применение современных технологий в
работе с детьми, творческий поиск;
- стимулировать инициативу и творчество;
- формировать у педагога собственный взгляд на образовательный процесс;
- совершенствовать умение анализировать, критически оценивать свою работу,
воспитывать ответственность за неё.
Наставниками являются педагоги высшей, первой квалификационной категории.
Основные направления в работе
1. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
2. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
3. Соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Принципы, упитывающееся при планировании образовательного процесса в ДОУ
1. Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;
2. Развитие инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности;
3. Включение ребенка в различные виды деятельности;
4. Взаимодействие ребенка с людьми, культурой и окружающим миром.
Содержание взаимоотношений с детьми должно обеспечивать развитие личности, способностей и мотивации детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
- социально?коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно?эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Вариант модели образовательного процесса
(в соответствии ФГОС ДО)
Совместная деятельность взрослого и ребенка (взаимодействие детей с взрослых в разных видах деятельности и культурных практиках) |
Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно- пространственной среды) |
Взаимодействие с семьей |
Виды детской деятельности |
Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую и др. активности детей |
Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных технологий |
Методическая работа подразумевает не только обучение педагогов, но и развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость, консолидацию по сплочению педагогического коллектива, превращению его в коллектив единомышленников, выработку единого педагогического кредо.
Именно это помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, иначе инновационное образование не может быть таковым, если его главные носители - педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе. |