ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Паспорт программы
2. Информационная справка об образовательном учреждении.
3. Аналитическое обоснование программы развития
4. Концепция развития дошкольной организации
5. Стратегия развития дошкольной организации
6. План действий по реализации программы развития, ожидаемые результаты
ВВЕДЕНИЕ
«На современном этапе развития государство ставит перед обществом серьезные задачи – задачи инновационного развития экономики. Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны».
Образование в России объявлено приоритетом государственной политики. Именно поэтому, были принят ряд основополагающих документов, среди которых новый закон «Об образовании в РФ», федеральные государственные стандарты и пр. Согласно закону, об образовании дошкольное образование стало теперь первой и важнейшей ступенью всей системы образования, ступенью, на которой закладывается основополагающие качества личности, формируется интеллект, способности. Особенностью дошкольного образования, отличающего его от других уровней образования, является то, что оно осуществляет именно общее развитие ребенка, которое является стартовой площадкой для дальнейшего приобретения любых интегративных качеств, знаний, навыков. При этом, что особенно важно, признается самоценность детства, необходимость, во-первых, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) и сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, во-вторых…
Необходимость решать эти и другие задачи привело к разработке модели адаптивного детского сада, детского сада для всех, и для каждого, кто участвует в образовательном процессе: детям, родителям, воспитателям. ДОУ адаптивного типа — это учреждение, которое стремится с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Создание данной модели обеспечит перспективу развития нашего детского сада в современных условиях.
При разработке программы использовались данные самообследования развития учреждения, методические рекомендации МКОУ ДОВ «ГЦРО» города Новосибирска
ка, законодательные акты РФ. Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания
родителей.
Паспорт программы развития на 2017-2022 годы
1. |
Наименование Программы |
«Модель адаптивного ДОУ» |
2. |
Основания для разработки Программы |
Основой для разработки Программы развития выступают следующие документы федерального, регионального, муниципального уровней:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в ред. от 10.02.17);
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция) (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.);
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212);
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р);
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761);
- Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.02.2016 № 144, от 14.04.2016 № 308, от 27.04.2016 № 361);
- О внесении изменений в государственную программу «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 № 376);
- Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства от 29 декабря 2014 года № 2765-р);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
- Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р);
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 03.04.2012);
- Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 27 мая 2015 г. №3274п-П8);
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р);
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-352/09);
Региональный уровень:
- Государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства НСО от 31.12.2014 № 576-п, изменениями на 28 декабря 2015 года);
- Приоритетные задачи отрасли на 2016 год и на период до 2020 года (решение Образовательного Форума Новосибирской области «Семья. Общество. Образование» от 3 марта 2016 года).
Муниципальный уровень:
· - Муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования города Новосибирска» на 2015-2017 годы (утверждена Постановлением мэрии города Новосибирска от 20.11.2017 № 10148, с изменениями.
· Устав ДОУ |
3. |
Заказчик Программы |
Департамент образования мэрии города Новосибирска
|
4. |
Основные разработчики Программы |
Заведующая И.Н. Сущевская
Старший воспитатель О. Н. Ростяженко
|
5. |
Цель Программы |
Создание в детском саду интегрированной модели воспитательно-образовательного, развивающего и здоровье формирующего пространства, способствующей полноценному развитию и социализации дошкольника. |
6. |
Задачи Программы |
- Создать условия для эмоционального комфорта ребенка, способствующие полноценному развитию в соответствии с его возможностями и темпом, одновременно сохраняющие и восстанавливающие его здоровье при возможных нарушениях;
- Обеспечить полноценную социализацию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей при непосредственном взаимодействии семьи и детского сада.
- Создать предметно-развивающую среду, а также условия для творческого самовыражения и самоутверждения детей в условиях реализации ФГОС ДО.
- Построить оптимальные способы взаимодействия с сотрудниками, которые обеспечат развитие взаимоотношений в детско-взрослом сообществе на основе сотрудничества в рамках личностно-ориентированной модели.
|
7. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2017-2022 |
|
|
I этап: 2017-2018 (организационно-подготовительный).
Цель: разработка модели адаптивного ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
II этап: 2018 – 2021гг. (основной).
Цель: внедрение модели адаптивного ДОУ в соответствии с ФГОС.
III этап: февраль 2021 – август 2022 гг. (обобщающе-аналитический).
Цель: завершение реализации мероприятий, анализ, обобщение, выводы, распространение опыта. |
8 |
Исполнители Программы
(подпрограмм, проектов и основных мероприятий) |
Администрация МКДОУ
Педагоги
Родители
|
9 |
Объем и источники финансирования |
Бюджетные средства
Внебюджетные средства |
10. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- В детском саду создана интегрированная модель воспитательно-образовательного, развивающего и здоровье формирующего пространства, способствующая полноценному развитию и социализации дошкольника.
- Созданы условия для эмоционального комфорта ребенка, способствующие полноценному развитию в соответствии с его возможностями и темпом, одновременно сохраняющие и восстанавливающие его здоровье при возможных нарушениях;
- Обеспечена полноценная социализация ребенка с учетом его индивидуальных возможностей при непосредственном взаимодействии семьи и детского сада.
- Созданы предметно-развивающая среда, а также условия для творческого самовыражения и самоутверждения детей в условиях реализации ФГОС ДО.
- Построены оптимальные способы взаимодействия с сотрудниками, которые обеспечивают развитие взаимоотношений в детско-взрослом сообществе на основе сотрудничества в рамках личностно-ориентированной модели. |
11. |
Система организации контроля реализации Программы,
периодичность отчета исполнителей,
срок предоставления отчетных материалов |
Мониторинг реализации этапов программы развития по окончанию каждого этапа: декабрь 2017, январь 2020, август 2022 года.
Предоставление отчетных материалов исполнения основного этапа через каждые четыре месяца с января 2018 года по январь 2022 года.
|
Информационно-аналитическая справка
Общая информация
Наименование ДОУ (вид) документ, подтверждающий статус |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 96 комбинированного вида «Аленушка»»
Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия А № 0002164 от 1 ноября 2010г. (бессрочно).
Лицензия на осуществление медицинской деятельности серия ФС-1 № 0108390 |
Режим работы Учреждения |
МКДОУ работает в режиме 5-дневной рабочей недели c 7.00 до 19.00, суббота, воскресенье - выходные дни. |
Историческая справка |
МКДОУ № 96 обосновано в 1961 году. Функционирует на базе типового дошкольного учреждения, которое отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям.
Учредитель – Департамент образования мэрии города Новосибирска
Заведующая - Сущевская Ирина Николаевна. |
Адрес, телефон, электронная почта, сайт |
город Новосибирск 132, улица Сибирская 55
8(383)2211944
ira-sad@ngs.ru
ds96nsk.edusite.ru |
Тип здания |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 96 комбинированного вида «Аленушка» - отдельно стоящее двухэтажное здание, расположено на пересечении улиц Сибирская и Нарымская Железнодорожного района Центрального округа рядом с остановкой общественного транспорта «Площадь Кондратюка»
Общая площадь здания 963,2 м2. |
Модель ДОУ |
Детский сад осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации 2013г.», договором между учредителем и ДОУ, уставом ДОУ.
Здание детского сада рассчитано по проекту на 5 групп.
Количество групп в Учреждении определяется исходя из их предельной наполняемости (133 человек).
В Учреждении работает 5 групп:
- 1 группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет, – численностью не более 25 воспитанников в каждой группе;
- 1 группа оздоровительной направленности для детей в возрасте от 3 лет до 7 лет, - численностью не более 25 воспитанников в каждой группе;
- 3 группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 лет до 7 лет – численностью не более 28 воспитанников в каждой группе;
Количество детей, посещающих учреждение 133 человека. Из них
1 ребенок с ОВЗ (0,75 %), 11 детей из многодетных семей (8,27%), 1 ребенок малоимущие (0,75%), 7 человек – дети сотрудников детского сада (5,26 %). Итого 20 детей принадлежат к льготной категории (15,3%).
Распределение детей дошкольного возраста по группам здоровья: 1 группа – 30 человек (22,5%), 2 группа – 89 человек (66,9%), 3 группа –13 человек (9,7%) и 1 ребенок относится к 5 группе здоровья ОВЗ (0,75%).
Посещаемость: детодней – 20124; всего за прошлый год было пропущено 8689 дней, из них по болезни – 2414 дней. Процент посещаемости составил 90%, а количество пропусков на одного ребенка – 18,1%.
Образовательный ценз родителей: 60% родителей имеют высшее образование, 36% среднее специальное.
Уровень освоения базовой программы дошкольного образования: всего выпускников 32 человека (24,06 %), из них достигли высокого уровня развития 12 человек (37,5%), среднего – 17 человек (53,1%) и низкий уровень имеют 3 человека (9,3%).
В детском саду функционируют: музыкальный зал; физкультурный зал, совмещенный с музыкальным залом; методический кабинет; групповые помещения с игровыми и развивающими уголками; прогулочные площадки с верандами для каждой группы, оборудованные малыми архитектурными формами; медицинский блок, пищеблок, располагающие необходимым оборудованием и материалами по профилю своей деятельности. Детский сад оснащен полным комплектом мебели и технологическим оборудованием.
Предметно — пространственная развивающая среда в группе организованна с учетом требований ФГОС, где прослеживаются все пять образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Образовательная предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей, интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение всего дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Учитываются и гендерные особенности воспитанников при организации предметно-развивающей среды групп: созданы игровые центры с учетом интересов мальчиков и девочек.
Территория по периметру огорожена металлическим забором, озеленена различными породами деревьев, кустарников и многолетних цветов. На территории детского сада расположено 5 игровых площадок, отделенных друг от друга зелеными насаждениями. Зимой площадки пополняются малыми формами изо льда и снега, летом ежегодно проводиться озеленение и облагораживание площадок и всей территории детского сада. Силами родителей и воспитателей высажены различные виды многолетников; разбиты газоны, клумбы, цветники, альпийские горки. Все это позволило создать на территории детского сада экологическую тропу, знакомясь с которой воспитанники учатся наблюдать за объектами живой и неживой природы, любить и беречь природу нашего края. На территории имеется хозяйственная зона.
Материально – технические условия в ДОУ, грамотная организация развивающей среды обеспечивают достаточный уровень познавательно, речевого, социально-коммуникативного, физического, художественно-эстетического развития детей, позволяют создавать систему взаимодействия с семьями воспитанников, активно сотрудничать с другими учреждениями, повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и специалистов ДОУ. Состояние материально-технической базы МКДОУ «Аленушка» соответствует санитарным нормам. |
Социальное окружение |
В жилом микрорайоне, где расположено дошкольное образовательное учреждение, находятся социально значимые объекты СОШ № 168, гимназия № 4, лицей № 22 «Надежда Сибири», Дом Культуры Железнодорожников, музей Железнодорожного района, Цирк, Нарымский сквер, Библиотека им. Чехова, детская поликлиника №20, а также МКДОУ №414. Детский сад сотрудничает с центром «Кругозор», многочисленными детскими театрами и студиями.
Цель сотрудничества с другими с учебными учреждениями: обмен опытом; обогащение новыми образовательными технологиями; преемственности;
оптимизации образовательного процесса; повышения уровня квалификации сотрудников;
с общественными учреждениями: обеспечения единства взаимодействия и логики педагогической поддержки;
модернизации предметно-развивающей среды;
культурно-просветительной работы для всех участников образовательного процесса; защиты прав и гарантий воспитанников;
с медицинскими учреждениями: обеспечение медицинского контроля за здоровьем воспитанников; профилактические мероприятия
Внешние связи.
Детский сад сотрудничает с ФПК НГПУ, НИПКиПРО, ГЦОЗ «Магистр», ГЦРО, «Эгида», «ГЦРО».
Работа осуществляется в различных формах: научное консультирование, участие в семинарах, конференциях, в конкурсах, прохождение курсов повышения квалификации. Вследствие этих отношений ДОУ расширяет образовательно-информационное пространство учреждения. |
Модель управления ДОУ |
Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (заведующая), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Коллегиальными органами управления являются общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, попечительский совет, профсоюзная организация, предусмотренные уставом ДОУ.
Таким образом, функции управления выполняются не только администрацией, но и работниками ДОУ, а так, же родителями воспитанников.
Сотрудничество с родителями воспитанников и активное включение их в деятельность является основной задачей педагогического коллектива. На сегодняшний день родители выступают не только в роли заказчика, но и имеют возможность объективно оценить уровень работы ДОУ.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашем детском саду мы используем разнообразные современные формы работы с родителями:
Информационно-аналитические анкетирование; «почтовый ящик»
Наглядно-информационные родительские клубы;
мини-библиотека; информационные стенды, выпуск газеты. Познавательные родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания. Досуговые праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках. 83% родителей полностью довольны работой детского сада, 16% - частично и 1% родителей не довольны. |
Ресурсное обеспечение |
Характеристика педагогических кадров:
Общая численность работников: 31 человек.
Из них: педагогических работников – 13 человек.
Имеют высшее образование – 6 человек (46,1%), высшее педагогическое образование - 4 человек (30,7 %), среднее специальное – 5 человек (42,8%), 2 человека учатся в педагогических колледжах. 1 педагог имеет высшую квалификационную категорию (7%), 6 человек – первую квалификационную категорию (42,8%) и 6 человек соответствуют занимаемой должности (42,8%).
6 педагогов имеют стаж более 20 лет (46,1%), 1 человек имеет стаж от10 до 15 лет (7%), у 4 человек стаж от 5 до 10 лет (30,7 %) и у 2 человек стаж до 5 лет (14,3%).
Прошли курсы повышения квалификации в 2015 – 2017 годах 5 человек (38,4%), 2 человека прошли профессиональную переподготовку (15,3%).
Современная информационно – техническая база:
Учреждение имеет: 4 компьютера, 3 принтера, 3 ноутбука, факс, 1 проектор, экран, электронную почту, выход в Интернет. В группах есть магнитофоны, DVD, телевизоры.
Программно-методическое обеспечение
В ДОУ реализуется Основная образовательная программа дошкольного образования дошкольного учреждения, разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования под ред. Н.В. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.2016 г.
Парциальные программы и технологии:
Развитие музыкально-творческих способностей детей от 2 до 7 лет.
· Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
· Система психологической защиты детей дошкольного возраста
· Юный эколог. С. Н. Николаева |
Анализ образовательной деятельности
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Организация образовательной деятельности в детском саду носит комплексный, плановый характер. Разработана образовательная программа, представляющая собой модель целостного процесса воспитания и обучения детей, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное.
Основная образовательная программа МКДОУ была разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с вариативной частью, направленной на художественно- эстетическое развитие через развитие музыкально-творческих способностей детей.
- 53,8 % педагогов с ответственность относятся к осуществлению образовательной деятельности, имеют большой практический опыт. 46,1 % -удовлетворительно выполняют свою деятельность. Педагоги – наставники оказывают помощь молодым специалистам.
- Результаты обследования выпускников ДОУ № 96, обучающихся в гимназии № 4, лицее № 9, в общеобразовательных школах района № 54, 168, 137 показали следующее:
Обследовано 18 детей: Самостоятельность: самостоятельно обслуживает себя и самостоятельно выполняет все задания – 6 человек (33,3%); самостоятельно обслуживает себя, но при выполнении отдельных работ требует оказания помощи – 12 человек (66,7%); 0 человек - не может самостоятельно начать и выполнить работу.
Эмоциональность: часто улыбается, смеется – 1человек (5,6%); спокоен, уравновешен – 15человек (83,3%); эпизодические проявления плохого настроения – 2 человека (11,1%); отрицательные эмоции: тревожность, страх - нет.
Самодисциплина: внимателен – 7 человек (38,9), выполняет требования, изредка отвлекается – 6 человек (33,3%); обменивается репликами, иногда оборачивается – 3человека (16,7%); напряжен – 2 человека (11,1%).
Способность к познавательной деятельности, учебная активность: активно работает на уроке – 11 человек (61,1%); правильные и неправильные ответы чередуются – 3 человека (16,7%); редко поднимает руку, но отвечает правильно – 2 человека (11,1%); часто отвлекается, активность низкая – 1 человек (5,6%); пассивен, отвечает редко, неправильно – 1 человек (5,6%).
Умение жить в обществе: общителен – 15 человек (83,3%); мало инициативен – 1 человек (5,6%); контактирует с малым кругом – 2 человека (11,1%).
- в детском саду создана адекватная образовательная среда. |
- Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями. Требуется корректировка и доработка работы с детьми ОВЗ в соответствии с Федеральными образовательными стандартами.
- лишь 15,3% педагогов стараются работать в инновационном режиме. Остальная часть придерживается традиционной формы работы с детьми в ущерб развивающим формам, испытывают затруднения в осуществлении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы.
- основная часть родителей старшей и подготовительных групп просят подготовить ребенка к школе, подразумевая только лишь внешнюю сторону процесса (умение читать, решать задачи), не обращая внимание на формирование психологической готовности к школе, развитию мелкой и крупной моторики, успешной социализации ребенка.
- образовательная среда не всегда соответствует принципу вариативности. |
Возможности |
Угрозы |
- Корректировка и доработка образовательной программы в соответствии с Федеральными образовательными стандартами;
- приближение среды к требованиям ФГОС ДО;
- повышение профессиональной компетенции педагогов;
- совершенствование сотрудничества педагогов и родителей в целях развития детей;
- организация дополнительных образовательных услуг |
- Наличие вакансий;
- применение традиционных форм и методов работы, нежелание перестраиваться, относиться к ребенку как полноправному субъекту образовательного процесса. |
Перспективы развития.
Совершенствование основной общеобразовательной программы учреждения в соответствии с ФГОС ДО, расширение спектра дополнительных образовательных услуг, координация деятельности всех субъектов образовательных отношений в вопросах повышения качества образовательной услуги, совершенствовать предметно-развивающую среду.
Совершенствование работы педагогического коллектива, поиск эффективных форм и методов взаимодействия с детьми и родителями.
Кадровое обеспечение
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Относительная стабильность педагогического коллектива: 6 педагогов имеют стаж более 20 лет в данном детском саду (50%), 1 человек имеет стаж от 10 до 15 лет (7%), у 4 человек стаж от 5 до 10 лет (21,4%) и у 2 человек стаж до 5 лет (14,3%);
- эмоционально-комфортные отношения среди большинства сотрудников детского сада; многие младшие воспитатели, поступают учиться в педагогический колледж и начинают работать воспитателями.
- количество педагогов, имеющих творческий потенциал составляет 21%;
коммуникабельные - 41 %, энергичные – 50% коллектива.
- многие педагоги имеют высокий авторитет у родителей: 83% родителей полностью довольны работой воспитателей, 16% - частично. |
- Профессиональное «выгорание» педагогических кадров;
- слабая ИКТ-компетентность педагогических кадров, практическая подготовка в области применения компьютерных средств в образовательной деятельности;
- нежелание посещать семинары, конференции, конкурсы говорит о низком уровне мотивации к постоянному самообразованию
- использование в работе традиционных форм и методов работы у опытных педагогов;
- проявление авторитаризма по отношению к детям среди работников детского сада (11,4%) – самая сложная проблема среди других вышеозначенных;
- наличие родителей (1%), не довольных работой воспитателей |
Возможности |
Угрозы |
- Развитие кадрового потенциала, через осуществление планомерной работы по повышению профессионального уровня молодых педагогов, стимулированию их инновационной активности;
- дальнейшее совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, использование дистанционное повышение квалификации;
- изучение и внедрение опыта других педагогов;
- прохождение спецкурсов по икт и
спецкурсов по ФГОС ДО;
Переход на профессиональный стандарт педагога |
- Возможные вакансии;
- снижение престижа педагогической профессии;
- незначительное стимулирование молодых воспитателей;
- отсутствие психолога, работающего на полную ставку.
|
Перспективы развития.
57,1% педагогов участвуют в конкурсах профессионального мастерства прикладной направленности, т.е. имеют потенциал к работе в режиме развития. Именно эти педагоги смогут составить инновационный стержень учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги. Для этого необходимо создаются условия в детском саду для повышения уровня профессиональной компетенции педагогов (психологической и методической), развития их субъектной позиции, повышение квалификации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Достаточно высокий уровень образования родителей: 60% родителей имеют высшее образование, 36% среднее специальное;
- 96 % родителей считают, что воспитатель уважительно относится к ребенку;
- более 80% родителей участвуют в работе театральной студии «Сказочка», изготавливая костюмы к спектаклям;
- достаточное информирование родителей через стенды, буклеты, сайт, индивидуальное и групповое консультирование родителей педагогами и специалистами; |
- Родительская общественность недостаточно включена в планирование и оценку качества деятельности ДОУ;
- наличие неоднородного контингента родителей, имеющего различные цели и ценности;
- испытывают затруднения в общении с некоторыми педагогами
- использование традиционных форм работы с семьей;
- пассивное отношение к участию в образовательном процессе ДОУ большинства родителей |
Возможности |
Угрозы |
- Выявление потребностей, интересов и возможностей семей;
- поиск новых эффективных путей взаимодействия с родителями детей нового поколения;
- расширение участия родителей в образовательном процессе ДОУ |
- Наличие в ДОУ родителей с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей;
- полное непонимание родителями необходимости обязательно взаимодействовать с ДОУ в воспитании собственных детей. |
Перспективы развития:
Создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей с целью активизации и заинтересованности родителей в жизнедеятельности ДОУ, предоставления дополнительных образовательных услуг. Поиск эффективных путей сотрудничества, используя наряду с живым общением современные технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОУ).
Концепция развития детского сада.
Аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. В настоящее время статус ДОУ оказывается в непосредственной зависимости от запросов государства.
На новом этапе развития дошкольное образование становится первой ступенью системы общего образования. Изменения в области дошкольного образования - процесс, требующий вдумчивого подхода. С одной стороны, необходимо сохранить все - то положительное, чего удалось добиться за последние десятилетия, с другой стороны - необходимость внедрения в процесс новых подходов.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважение и пониманию людей независимо от их социального происхождения. Ключевой задачей реформы дошкольного образования, является раскрытие творческого потенциала ребенка, формирование его неповторимой индивидуальности, воспитание толерантной, нравственно здоровой личности, способной встраиваться в социум.
В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания. При выполнении этой задачи важнейшим условием становится сохранение эмоционального и физического здоровья всех участников образовательного процесса. Что бы работа детского учреждения соответствовала данным требованиям, необходимо развивать его как модель адаптивного детского сада. Большую роль и главнейшую часть в создания модели развития адаптивного ДОУ составляет создание в коллективе благоприятного психологического климата.
Поддерживать хорошие отношения с ребенком, воспринимая его как субъектом образовательного процесса, с коллегами, родителями воспитанников, общественными организациями, населением микрорайона, оказывать поддержку и помощь. Всегда помнить: искра уважения и тем более симпатии, зароненная в душу, способна зарядить на творческую самоотверженную работу, не считаться со временем. Прежде чем воспитывать других людей, необходимо заняться своим самовоспитанием. Л.Н.Толстой писал: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?».
Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность эмоционального и физического здоровья всех участников процесса, ценность их развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком.
Модель адаптивного образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой: право каждого ребенка, как на полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с его физическим и психологическом здоровьем, интеллектуальными особенностями; признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости; деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация, программы, соответствующей ФГОС ДО, их адаптация к приоритетам и специфике работы ДОУ комбинированного вида); право каждого участника процесса на развитие.
Наше учреждение – не только «детский сад для всех», но и «детский сад для каждого». Отличительная черта воспитательного процесса в ДОУ – его развивающий характер, который проявляется в создании условий для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности.
Миссия дошкольного учреждения:
Обеспечение условий для проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни через организацию специально организованного образовательного процесса с детьми направленного на развитие и воспитание личности ребёнка, и социальный заказ государства и семей.
Построение оптимальных способов взаимодействия с сотрудниками, которые обеспечат развитие взаимоотношений в детско-взрослом сообществе на основе сотрудничества в рамках личностно-ориентированной модели.
Обеспечение полноценного развития и воспитания ребенка при непосредственном участии семьи и детского сада.
Модель педагога детского сада (как желаемый результат).
Инновационная и развивающая деятельность поднимает статус дошкольного учреждения. Одновременно повышается требование к педагогу, к его работе в инновационном режиме:
1.Профессионализм воспитателя:
- имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
- ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
- владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
- умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
- владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
- проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
- умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
- стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала.
2. Проявление организационно-методических умений:
- использует в работе новаторские методики;
- включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей;
- формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
- владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
3.Личностные качества педагога:
- имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
- обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью; тактичностью;
- владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
- обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
- ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.
Эталонная модель выпускника дошкольного учреждения (как желаемый результат).
Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу. Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками:
- здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, снятие синдрома гипервозбудимости;
- коммуникативная компетентность - умение общаться с взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
- физическая компетентность - забота о своем здоровье, желание физического совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
- интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение прогнозировать результат;
- креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;
- любознательность - исследовательский интерес ребенка;
- инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;
- произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей.
Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными у него представлениями, правилами и нормами. Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад комбинированного вида, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 1,5 до 7 лет, их социализации и самореализации.
Перспектива новой модели учреждения предполагает:
- эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
- обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования;
- личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью и индивидуальностью подходов;
- расширение участия коллектива, родительского актива в принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;
- принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения.
Стратегия развития ДОУ.
Стратегия развития учреждения рассчитана на период с мая 2017 года по август 2022 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Эти направления определены тематическими блоками: «работа с кадрами», «работа с детьми», «работа с родителями», «управление и хозяйственная деятельность», обеспечивающие участие в реализации программы коллектива детского сада родителей воспитанников, социума.
Стратегическая цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребёнка к обучению в общеобразовательных учреждениях.
Система мероприятий |
Этапы |
август 2017 – декабрь 2017гг. Организационно-подготовительный этап
Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач программы развития. Создание банка нормативно-правовых материалов |
январь 2018 – январь 2021 гг.
Основной этап
Цель: Развитие образовательного учреждения в соответствии с Программой. Апробация новшеств и коррекция отдельных направлений работы |
2021 – август 2022 гг.
Обобщающе-аналитический этап
Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений. Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии образовательной системы детского сада |
Блок «работа с детьми»
|
1. Совершенствование образовательной программы в соответствие с ФГОС ДО.
2. Доработка программ для каждой группы воспитанников.
3.
Совершенствование предметно-развивающей среды учреждения |
1. Реализация мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ, что в свою очередь, способствует повышению качества образовательной услуги.
2. Построение целостной системы дифференцированной и индивидуальной работы педагогов с детьми с 1,5 лет до 7 лет по развитию индивидуальных способностей в разных видах деятельности.
3. Создание предпосылок для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе
4. Совершенствование предметно-развивающей среды учреждения
|
1. Экспертиза качественных изменений в системе дошкольного образования в учреждении. Внесение необходимых корректив в образовательную программу ДОУ.
2. Транслирование опыта работы дошкольного учреждения через интернет сайт учреждения и через систематический выпуск буклетов и информационных листовок.
|
Блок
«управление и хозяйственная деятельность» |
1. Создание условий для расширения возможностей использования ИКТ в процессе управления детским садом и в повышении качества образовательного процесса.
2. Создание системы условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка. |
1. Привлечение источников финансирования (бюджет)
2. Создание эффективной системы управления на основе анализа и регулирования процессов нововведения.
3. Приведение в соответствие с требованиями СанПиН территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения.
4. Работы по обновлению предметно-развивающей среды и материально- технической базы детского сада за счёт разнообразных источников финансирования |
1. Подведение итогов реализации Программы.
2. Внедрения ресурсосберегающих технологий
|
Блок
«работа с кадрами» |
Разработка плана по повышению профессиональной компетентности педагогического и обслуживающего персонала ДОУ
|
1. Реализация стимулирования инновационной деятельности и стремления к повышению своей квалификации.
2. Организация межведомственного взаимодействия, создание системы социального партнёрства с учреждениями образования, культуры, здравоохранения.
3. Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий).
4. Реализация курсовой подготовки педагогического персонала детского сада |
1. Определение перспективных направлений деятельности ДОУ по повышению профессионального уровня сотрудников ДОУ.
2. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы, участие в районных методических объединениях.
3. Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищённость работников учреждения |
Блок
«работа с родителями» |
1. Знакомство с семьями воспитанников при помощи различных форм изучения.
2. Изучение соответствующей литературы, опыта других детских садов. |
1. Создание в ДОУ таких условий, которые отвечали запросам любого родителя;
2. Разработка системы педагогического просвещения родителей, используя коллективные, наглядные и индивидуальные формы.
3. Создание социально-эмоционального комфорта для детей, родителей, педагогов. |
Анализ эффективности внедрения мероприятий,
способствующих повышению психолого-педагогической культуры родителей.
|
План действий по реализации программы развития
Содержание деятельности |
Ожидаемый
результат
|
Сроки |
Ответственные |
Август 2017-декабрь 2018 Организационно-подго-товительный этап
|
Январь 2018-январь 2021
Основной этап |
Февраль 2021- август 2022
Обобщающе-аналитический-кий этап |
Комплексная оценка актуального состояния образовательного процесса в ДОУ, экспертиза качества образовательного процесса в ДОУ
|
Проблемно-ориентированный анализ качества образовательной услуги
|
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Старший воспитатель
ДОУ |
Корректировка и совершенствование образовательной программы в соответствие с ФГОС ДО.
|
Образовательная программа |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Старший воспитатель
ДОУ
Творческая группа |
Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ:
- оборудование групповых помещений развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми, развивающей направленности;
- пополнение программно-методического, методико-дидактического и диагностического сопровождения образовательной программы, реализуемой в ДОУ |
Предметно-развивающая среда, соответствующая требованиям СанПиН и программы, реализуемой в ДОУ, возрастным особенностям детей |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Старший воспитатель
ДОУ, воспитатели на группах |
Повышение профессионального уровня педагогических кадров в вопросах использования в практике работы современных технологий дошкольного образования:
- курсовая подготовка;
- участие в работе объединений педагогов разного уровня;
- транслирование опыта работы через участие в конкурсах, участие в методических объединениях |
Высокий профессиональный уровень педагогического коллектива, готовность к работе в инновационном режиме |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Старший воспитатель
ДОУ |
Информатизация образовательного процесса в ДОУ:
- обновление компьютерной техники/ |
Активное использование компьютерной техники в рамках образовательного процесса |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Заведующий ДОУ
|
Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса:
- разработка и внедрение в практику работы индивидуальных маршрутов развития и здоровья, начиная с «пилотной» группы;
|
Постепенный переход на личностно-ориентированную модель образовательного процесса, направленную на развитие индивидуальных способностей ребёнка |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Творческая группа
|
|
|
Комплексная оценка состояния физкультурно-оздоровительной и профилактической работы ДОУ |
Проблемно-ориентированный анализ качества образовательной услуги |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Старший воспитатель
ДОУ
Медсестра
ДОУ
|
Выявление, обобщение и транслирование опыта дошкольного учреждения и родителей воспитанников:
- публикации на сайте ДОУ
- участие в конкурсах |
Транслирование опыта успешной социализации детей в детском саду и в семье |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Старший воспитатель
ДОУ, воспитатели на группах |
Организация работы по профилактике роста заболеваемости и укреплению здоровья сотрудников учреждения |
Снижение объёма пропусков работы по болезни сотрудниками |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Медсестра
ДОУ |
Участие в разработке и реализации социально-культурных и педагогических проектов.
Приведение в соответствие требованиям СанПиН ресурсного обеспечения ДОУ (выполнение предписаний, своевременная замена инвентаря и оборудования, соблюдение санитарно-гигиенического, санитарно-эпидемиологического режимов и режима дня детского сада);
- мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности сотрудников ДОУ;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности детского сада (локальные акты) |
Эффективно действующая, система управления учреждением
|
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Заведующий ДОУ
Старший воспитатель
ДОУ
Медсестра
ДОУ
|
Организация работы по повышению профессиональной компетентности сотрудников ДОУ:
- систематическая курсовая подготовка сотрудников учреждения;
- повышение правовой культуры сотрудников учреждения; профессиональная этика педагогов |
Высококвалифицированный, стабильно работающий коллектив |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Заведующий ДОУ
Старший воспитатель
ДОУ
|
Мероприятия по аттестации педагогического персонала:
- изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру аттестации педагогических и руководящих работников |
Повышение квалификационной категории 100% педагогического персонала учреждения |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Старший воспитатель
ДОУ
|
Совершенствование материально-технической базы и предметно-развивающей среды ДОУ
Ремонт коммунальных систем здания |
Ресурсное обеспечение, соответствующее требованиям СанПиН |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Заведующий ДОУ
|
Осуществление программы производственного контроля
|
|
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
В течение отчётного периода |
Заведующий ДОУ
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты:
· Обеспечение равных возможностей для получения дошкольного образования.
· Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитательно-образовательной работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.
· Внедрение «здоровьесберегающих» технологий.
· Здоровый, эмоционально стабильный ребёнок с привычкой к здоровому образу жизни.
· Обеспечение психофизического благополучия детей в условиях ДОУ, социальной адаптации к социуму, развивающему общению с взрослыми и детьми.
· Достаточно высокий уровень общего, интеллектуального, эмоционально и волевого развития воспитанников, закрепление человеческих начал личности, развитие способностей, коммуникативности, доброты, эмоциональной отзывчивости.
· Изучение и обобщение опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников.
· Улучшение материально-технической базы.
· Построение современной развивающей среды.
|